23:02
Пятница, 26.04.2024
Главная » Статьи » История [ Добавить статью ]

Шоковая хирургия. 25 лет назад в России объявили либерализацию цен

Реформы начала 1990-х часто называют шоковой терапией, имея в виду, что они были жёстким, но необходимым лечением для экономики. Скорее это была хирургия - резали по живому, причём без наркоза. А о последствиях спорят до сих пор.

Хроника пикирующей экономики
6 ноября 1991 г. Президент России Б. Ельцин создал новое правительство. Экономист А. Чубайс стал главой Госком­имущества, журналист Е. Гайдар - зампредом по экономической политике, затем - министром экономики и финансов. Гайдар в декабре 1991 г. участвовал в подготовке соглашения о создании СНГ и разделе союзного хозяйства.

29 декабря 1991 г. подписан указ президента «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Началась разработка системы приватизационных чеков-ваучеров и механизма залоговых аукционов, на которых за бесценок распродадут самые рентабельные предприя­тия.

«Гайдарономика»: что это было? Оценки реформ правительства Гайдара

1 января 1992 г. вступили в силу законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физлиц и об основах налоговой системы в России. Высокие налоговые ставки - 32% налог на прибыль, 28% НДС, прогрессивный подоходный налог от 12 до 40% - позволяют пополнить бюджет, но вызывают массовый уход бизнеса в тень.

2 января 1992 г. вступили в силу указ президента и постановление правительства «О мерах по либерализации цен». 90% розничных и 80% оптовых цен были освобождены от госрегулирования и выросли на сотни процентов. Контроль за ценами ряда социально значимых товаров (хлеб, молоко, спички, соль, сахар) был оставлен государству.

29 января 1992 г. президент подписал указ «О свободе торговли»: предприятиям и гражданам было предоставлено право вести торговую, посредническую и закупочную деятельность без разрешений. Торговать можно было почти всем, кроме оружия и наркотиков. До 1997 г. для граждан были отменены и таможенные пошлины, что привело к бурному росту «челночной» торговли. По мнению либералов, указ привёл к насыщению рынка.

Сергей Станкевич, политик, в 1991-1993 гг. советник Президента РФ Бориса Ельцина: «Других вариантов не было»

- Мне кажется, эти реформы неправильно называть «гайдаровскими» - они «ельцинские», их продолжали разные люди в течение всего срока правления первого президента. Когда Гайдар в ноябре 1991 г. был назначен вице-премьером, перечень того, чего в стране не было, мог бы заполнить газетную полосу. Не было ни гроша валюты и никакой возможности занимать деньги на международном финансовом рынке; ни крупицы золота, никаких товарных запасов; никакой системы негосударственной торговли. Читать дальше »

Василий Симчера, экономист, экс-директор НИИ статистики Госкомстата России: «Реформа - это обман и ограбление»

- О реформах судят по их результатам. По плодам действий ельцинского окружения видно, что это были не реформы, а псевдореформы, с отчётливыми признаками воровства.

К развалу СССР эти «реформаторы» тоже приложили руку, хотя сейчас от этого открещиваются. Не открестятся - именно этими людьми через журнал «Коммунист», где работал Егор Гайдар, был запущен миф о том, что советская экономика нереформируема. Читать дальше »

Владимир Соловьёв, журналист, телеведущий: «Это безобразие нужно было прекратить»

- Гайдаровская либерализация цен - это был эксперимент дилетантов, возомнивших себя гениями. Ничего хорошего такой эксперимент принести стране не мог, в этот период экономике России был нанесён только вред. Реформы эти были словно скальпель в руках неумелого хирурга, которому совершенно не жалко было пациента и который искренне считал: «А плевать. Какая разница? Кто нас осудит?» Так что Сергей Станкевич может говорить что угодно. У людей, пришедших к власти в 90-е, не было понимания, как выводить страну из кризиса. Вот и наломали дров. Владимир Соловьёв, журналист, телеведущий

Гайдаровская либерализация цен - это был эксперимент дилетантов, возомнивших себя гениями. Ничего хорошего такой эксперимент принести стране не мог, в этот период экономике России был нанесён только вред. Реформы эти были словно скальпель в руках неумелого хирурга, которому совершенно не жалко было пациента и который искренне считал: «А плевать. Какая разница? Кто нас осудит?» Так что Сергей Станкевич может говорить что угодно.
Вывод-то какой? У них была вся власть. Вся! И в любой момент это безобразие можно было прекратить. А если не могли понять, как наладить кредитно-денежную политику в стране, может, тогда не надо было этим заниматься вообще? У людей, которые приходят к власти, всегда найдётся любое обоснование собственной неумелости.
Я считаю, что у команды Гайдара был низкий уровень понимания и ещё более низкий уровень ответственности. Зато присутствовала искренняя убеждённость в своей непогрешимости. Так часто бывает, когда люди всю жизнь считали себя самыми-самыми. При этом реально ничем не занимались. А тут вдруг досталась такая гигантская страна и масштабная система управления. И реальное чудо, что просто проскочили без больших социальных потрясений. Чудо это связано с гигантским терпением народа. Можно было пойти по китайскому пути, да и польский вариант был совсем другой, гораздо гуманнее. Возможных вариантов было много, но никого не волновало, какие возможны варианты. Рубили же хлоп-хлоп, сгоряча, сплеча. По-большевистски. Только то поколение настоящих большевиков было образованнее и умнее «младореформаторов» 90-х.
Я хорошо помню это время. Я тогда открывал в России различные коммерческие предприятия. Людей надо было кормить. А кормить было нечем. Поэтому приходилось изворачиваться, со всеми договариваться, чтобы завозить на предприятия куры гриль, хлеб, картошку, овощи и т. д.
В магазинах же не было ничего, даже простейших продуктов. Цены скакали и менялись не просто каждый день, а на дню по несколько раз. Продуктов не было, денег ни у кого не было. Это было время, когда ты просто не понимал, что происходит. Не дай бог сейчас ещё раз подобное пройти.
Спасало только то, что я был молодой. И ребята, с которыми я работал, тоже были молодыми. Поэтому у нас было ощущение, что мы всё сможем сделать и осилить. Это ощущение присутствовало до той поры, пока в конечном итоге к нам не начали приходить какие-то странные люди в тренировочных штанах и кожаных плащах - разнокалиберные бандиты, которые считали, что всё вокруг принадлежит им. Поэтому, отправляясь на работу, ты не знал, вернёшься домой живым или нет. Такое было времечко.


Источник

Категория: История | Добавил: Ленпех (10.11.2017)
Просмотров: 643
| Теги: Полина Молоткова, Алексей Чеботарёв, Автор: Виктория Гудкова, Владимир Полупанов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 386
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 35
Гостей: 35
Пользователей: 0