14:26
Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » История [ Добавить статью ]

Россия между Казанью Шаймиева и Грозным Кадырова

Анастасия Рудова

Снова о роли личности в истории России

19 декабря 2012 года президентом России был подписан Указ о Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года. На сегодняшний день перед российским обществом и представителями власти стоит важнейшая задача по созданию и укреплению единой российской нации в условиях исторически сформированного поликонфессионального и полиэтнического состава населения Российской Федерации. Необходимо при сохранении всех культурных и исторических особенностей каждого этноса взаимодействовать друг с другом, укрепляя идею единства нации и неделимости территорий, а не противопоставляться друг другу, основываясь на различиях. В. В. Путин указывает на то, что законы государства должны быть выше национальных и религиозных особенностей, однако при этом обязательно учитывать их. Безусловно, к основам единства необходимо отнести государственный русский язык, деятельность образовательных учреждений, в частности школ. Помимо этого, политики говорят о влиянии органов государственной власти, национальных объединений, союзов, региональных ассоциаций. Необходимо понимать, что реализация Стратегии национальной политики должна происходить не только по инициативе центральной власти, но и на региональном и местном уровнях. Выполнение указанной ранее базовой задачи требует участия и взаимодействия между собой властных структур и граждан. Следовательно, можно говорить о функциях и значимой роли политической культуры общества, так как представители власти не могут в одностороннем порядке решать этнополитические проблемы. В конечном итоге только сама личность, будучи частью общества, выбирает наиболее приемлемый стиль поведения, руководствуясь культурными и политическими ценностями, установками, мотивами, целями и нормами. Таким образом, при формировании единой российской нации и сохранении при этом этнической самобытности представителям власти необходимо внедрить такие общественно-политические знания в общество, которые привели бы к тесному взаимодействию различных культур, снижению противоречий между представителями разных национальностей, уменьшению риска сепаратистских настроений.

Политические акторы могут использовать в целях разделения Российского государства именно этнополитические конфликты. Алексей Навальный призывал: «Хватит кормить Кавказ». Говоря о финансировании субъектов РФ и затрагивая тему коррупции, одним из последствий экономической политики центра он называет социальную напряженность на территориях Кавказа, которая выражается в террористических событиях. Однако необходимо понимать, что угроза исходит не от мирного населения, которое может быть недовольно своим экономическим и социальным положением, а от специально обученных людей, которые получают финансирование. Иначе как могут существовать те или иные организации в современном мире?

Кроме того, рост социальной напряженности в других регионах России происходит как раз из-за подобной пропаганды против этносов, которые в совокупности своей составляют единую российскую нацию, из-за отсутствия должного управления в сфере миграционной политики, а также из-за поведения самих мигрантов. Следует учитывать, что помимо регионов Кавказа в России существует ряд других дотационных субъектов: республика Саха (Якутия), Камчатский край, Бурятия, Тува, Магаданская область, Горный Алтай, Еврейская АО. Необходимо развивать подобные регионы, инвестировать в их экономику, чтобы в будущем получать прибыль. Лишившись территорий, Россия потеряет ресурсы. Трудно представить, как будет жить население дотационных субъектов самостоятельно. Более вероятным выглядит сценарий, при котором указанные субъекты будут находиться в сфере влияния других государств. Кроме того, необходимо взять под контроль миграционные процессы, а также обратить внимание на образовательный процесс молодых специалистов, привлекая их на будущую работу. После выпуска из лучших университетов страны молодежь не идет работать в государственные органы из-за низкой заработной платы и ряда проблем, которые ей придется решать в ходе своей деятельности. Более того, руководящим представителям диаспор следует обращать внимание на поведение представителей этнической группы и принимать по необходимости меры.

Политическая культура общества не может возникнуть самостоятельно. На ее формирование влияет ряд факторов: уровень экономического развития государства или региона и связанная с ним степень удовлетворенности потребностей, сложившаяся социальная структура, религия и традиции, а также географический фактор. Помимо этого, на политическое мировоззрение и поведение населения влияет деятельность субъектов политики: государства, политических партий, политических групп в виде элит, а также личности. Мы можем утверждать, что в России существует свой специфический генотип политической культуры, который обусловлен особенностями развития государства. Н. А. Бердяев писал: «Россия — страна бесконечной свободы духовных далей, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности». И в то же время — «Россия — страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизни государством…»

Во-первых, географическое положение РФ между Азией и Европой всегда существенно влияло на российское общество. С одной стороны, сформировался личностно-центристский социокультурный тип, а с другой — социоцентрический. Кроме того, взаимодействие этих двух типов предполагает не просто взаимодействие и взаимообмен, но и наличие противоречий между ними и, как следствие, противоборство.

Во-вторых, Россия стала последовательницей Византийской цивилизации, приняв и продолжив развитие канонов православия и имперских идей, что способствовало превращению страны в многоэтническое и поликонфессиональное государство с огромной территорией. Многие исследователи придерживаются той мысли, что удержать целостность такого государства можно было только с помощью деспотии и сильной централизации, что отразилось на политической культуре подчинения власти государства со стороны населения. Общество вынуждено в таких условиях терпеть власть, в то же время не принимая ее, что отражается в негативном отношении к ее представителям, особенно чиновникам. Подобное отношение свидетельствует об антиномичности политической культуры. Кроме того, в условиях сосуществования народов с различными традициями, языками и мировоззрением политическая культура обрела ярко выраженный этатистский характер.

В-третьих, к вышеперечисленным факторам можно добавить мессианскую составляющую российской политической культуры. Наконец, сакрализациия верховной власти. Основным объектом патерналистских ожиданий становится лидер, от которого, по убеждению людей, зависит судьба развития общества. Именно так сформировались взгляды, согласно которым лидер — это олицетворение наивысшей справедливости, вследствие чего допущение ошибок при принятии политических решений относится к зоне ответственности окружения лидера, его политических соратников.

Особенностью современного этапа является наличие борьбы, противостояния друг другу различных типов субкультур. Существуют противоречия во взглядах сторонников демократизма и авторитаризма, социализма и капитализма, централизма и регионализма, глобализации и изоляции, анархизма и этатизма. Подобное многообразие свидетельствует об отсутствии общей основы, что приводит к противоречию и столкновению интересов между социальными группами. В пример можно привести непосредственно взгляды, которые касаются миграционной политики, отношение к представителям других этносов, которые так же являются гражданами РФ. Растет общественная напряженность, связанная с национальным вопросом, особенно в крупных городах, привлекающих мигрантов (Москва). Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями формирования новой политической культуры россиян, что происходит в силу исторических событий и кардинальных перемен в образе жизни и мировоззрении людей за последние десятилетия. Кроме того, данный процесс усложняется наличием свойственной каждому этносу политической культуры, элементы которой могут не совпадать по своему качественному содержанию, что ведет не к сплочению единой нации, а ее разобщению. Поэтому одной из задач политического лидера каждой этнической общности является формирование таких ценностей и установок у населения, которые позволили бы объединить граждан России без потери специфических черт и особенностей этносов.

Исходя из реалий современных многонациональных (полиэтнических) обществ, основой определения нации следует признать идею гражданской нации. Этнический лидер не выступает в качестве национального, если это не случай моноэтнического государства, например. Существуют формальные и неформальные лидеры. У первого типа лидера в руках формально находятся полномочия по принятию важнейших решений. Критериями же второго типа лидера будут выступать степень реального участия в принятии важнейших политических решений и место данного политика в общественном сознании. Здесь также можно вспомнить веберовское разделение политика и политического чиновника. Первый — харизматик, готов нести ответственность за свои решения, его жизнь подчинена борьбе за власть, его задача — определение стратегического курса. Второй — не более чем администратор, исполнитель, редко способный самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия.

Необходимо рассмотреть следующие существенные моменты: во-первых, о чем уже говорилось ранее, для лидера характерна массовая общественная поддержка. Необязательно всего общества, достаточно значительной его части. Во-вторых, в самом общественном сознании должно присутствовать представление о массовой поддержке лидера. Здесь можно вспомнить теорию Э. Ноэль-Ноймана о «спирали молчания». В-третьих, лидер рассматривается обществом как гарант его единства и фактически выполняет интегрирующую функцию. В-четвертых, личные качества лидера должны легитимировать в глазах общества его претензии на высокую роль, которую он играет в этом обществе. В-пятых, лидер служит для общества воплощением его истории и культуры.

Вышеперечисленные теоретические аспекты дают возможность рассмотреть историю России и Чечни начала двадцатого века под призмой политического лидерства и формирования политической культуры этносов региона. Кроме того, анализ прошедших событий позволяет сделать вывод, каким образом необходимо выстраивать взаимодействие центра и указанного региона в современности для преодоления противоречий и поддержания мира, то есть сохранения единства российской нации.

В конце ХХ века произошли распад СССР и образование Российской Федерации. Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года принимается Декларация о государственном суверенитете, которую затем подпишет Б. Н. Ельцин. Тем самым руководство РСФСР намеревалось не только провозгласить суверенитет республики и создать правовое демократическое государство, но и утвердить верховенство Конституции и законов РСФСР над законодательно-правовыми актами СССР, обеспечить граждан, политические партии и общественные организации равными правовыми возможностями. Кроме того, планировалось расширить права входящих в РСФСР субъектов государства. Шестого августа 1990 года из уст президента РСФСР прозвучали слова, которые вошли в историю государства: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». После этого заявления вплоть до октября 1990 года в истории России наступает период «парада суверенитетов» автономных республик. В документах того периода они провозглашались носителями суверенитета. Тем не менее полная государственная независимость и возможность выхода регионов из состава РСФСР не обсуждались. Затем 31 марта 1992 года бывшие автономные республики подписали «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Исключение составили республики Татарстан и Чечня с Ингушетией. Помимо этого, были подписаны еще два договора, что вместе именовалось как «Федеративный договор».

В середине 1980-х годов в Чечне активизировалось национальное движение. Поводом для антиправительственных выступлений стало строительство биохимического завода в Гудермесе. В 1988 году во время митингов был сформирован Союз содействия перестройке, после ставший Народным фронтом ЧИАССР. Вскоре он кроме экологических лозунгов стал выдвигать и политические, заключавшиеся в провозглашении демократических принципов, в требовании отменить идеологическую цензуру и восстановить историческую правду, что было частично реализовано во время руководства Доку Завгаева (смягчение идеологического диктата партийных органов и КГБ, возникновение независимых газет и журналов). Весной 1990 года появилась новая политическая сила в виде Вайнахской демократической партии, требования которой заключались в решении кадрового вопроса, а именно, предоставлении реальной возможности занимать должности коренному этносу, вопроса самоуправления, в частности, предлагалось восстановить национальные институты, занимающиеся этой сферой. Кроме того, выдвигалось требование прекратить «искусственную миграцию» в ЧИАССР русскоязычного населения. Следовательно, становятся ясны причины недовольства ведением политики центральной властью.

Осенью 1990 года в ходе Первого Чеченского Национального Съезда был избран Исполком Общенационального конгресса чеченского народа Джохар Дудаев. Выход республики из состава РСФСР и СССР провозглашался основной целью ОКЧН. Безусловно, появление столь радикально настроенной оппозиционной силы вызвало реакцию сопротивления и противостояния со стороны официальных властей, лидером которых был Доку Завгаев. Новая политическая сила оказалась более подготовленной к противостоянию, что привело к низложению восьмого июня 1991 года официальной власти и к провозглашению независимой Чеченской Республики Ночхи-чо.

В связи с этими изменениями Ахмат Кадыров прервал свое обучение на шариатском факультете в Аммане и возвратился в Чечню. В ходе событий августа 1991 года официальные власти Чечни поддерживают ГКЧП. В это время вооруженные сторонники ОКЧН захватывают телецентр, административные здания, что побудило в конечном итоге Доку Завгаева подписать прошение об отставке, а Верховный Совет ЧИАССР самораспуститься. После этого вся власть перешла в руки лидеров ОКЧН. Российские законы и Конституция республики перестали действовать. 27 октября 1991 были проведены выборы президента Чечни, где победу одержал Джохар Дудаев. Сразу после вооруженного захвата власти А. А. Кадыров начинает активно принимать участие в деятельности Муфтията Чеченской Республики. На эти события отреагировала федеральная власть: вводится чрезвычайное положение в ЧИАССР. В ответ на это вновь избранный президент ввел военное положение в республике, что поспособствовало созданию вооруженных отрядов самообороны. Попытка центральными властями подавить сепаратистские настроения вводом войск осталась тщетной. Конфедерация горских народов Кавказа поддержала Чечню, а российское правительство было вынуждено пойти на переговоры и вывести войска. В это же время регион разделился на Чечню и Ингушетию. Вторая республика вошла в состав РФ, а Чеченская Республика заявила о своем суверенитете (официальная дата прекращения существования ЧИАССР — 10 декабря 1992 года). Однако независимость Чечни не поддержала мировая общественность, включая, естественно, саму Россию. Несмотря на это обстоятельство, республика обладала своими государственными символами, предполагалось создание собственной валюты. Вполне логично, что возникла необходимость принятия новой Конституции, которое состоялось в 1992 году. Год спустя республика была переименована в Чеченскую Республику Ичкерию. В это же время А. А. Кадыров стал заместителем Муфтия. Тогда еще он поддерживал идеи джихада и воевал против федеральных властей. Через год Мухаммад Хусейн Алсабеков отказался от джихада, поэтому исполняющим обязанности Муфтия стал А. А. Кадыров. По словам будущего президента Чечни, в тот исторический период он «свято верил в то, что передовые умы чеченского народа провозгласили независимую республику и что Россия, вводя свои войска, хочет подавить эту независимость». Ссылаясь на то, что он не разбирался полностью в тогдашней политической ситуации и что он не анализировал, что случилось при власти Завгаева, Ахмат-Хаджи Кадыров продолжил когда-то объявленный прежним Муфтием джихад. В 1995 году Кадырову в ходе съезда при участии чеченских генералов предложили перейти в статус Муфтия республики. В этом же году был проведен Конгресс чеченского народа в Шатое, в ходе которого А. А. Кадыров призывал всех участвовать в военных действиях. Таким образом, рассматриваемая личность стала влиять на политические и общественные трансформации, будучи формальным лидером. А. А. Кадыров влиял на политическое мировоззрение мирных жителей, будучи высшим духовным лицом в республике. В его компетенцию входили вопросы религиозно-правового характера.

На самом деле, новая государственная система Чечни была неэффективна: происходила криминализация экономики, чему поспособствовала и объявленная Дудаевым амнистия (бизнес на захвате заложников, наркоторговля, хищение нефти). Кроме того, происходили этнические чистки, прежде всего русского населения, что мы не наблюдаем, например, в этот же период времени в Татарстане. Дмитрий Соколов-Митрич пишет в своей книге «Не таджикские девочки, не чеченские мальчики»: «Проблемы начались еще в 1990 году, тогда в почтовых ящиках появились первые „письма счастья“ — анонимные угрозы с требованием убираться по-хорошему». Однако надо отметить, что этнические чистки начались еще до 1990-х годов, чему свидетельствуют слова Максима Канича («Забытый геноцид» Чечня 1990-2005): «Напомню, эти события (насилие, избиение чеченцами не чеченцев по национальному признаку) происходят еще до прихода к власти Дудаева, состоявшегося осенью 1991 года, и даже до провозглашения независимости в 1990 году». Еще одно подтверждение этническим чисткам можем найти в словах депутата Н. И. Рыжкова, который, утрируя, определил положение русских в Чечне: «Оттуда убежали, извините, в одних трусах». Геннадий Зайцев (командир группы «Альфа») повествует о фактах геноцида русскоязычного населения, которые отражались в лозунгах: «В этот период в Ичкерии осуществляется настоящий геноцид русскоязычного населения - многочисленные убийства, изнасилования, разграбление домов и квартир, угон автотранспорта. Вот характерное народное творчество того времени: »Не покупайте квартиры у Маши, они всё равно будут наши!" Или такое: «Русские, не уезжайте, нам нужны рабы!» Помимо этого, существовали и такие лозунги: «Русские — в Рязань, ингуши — в Назрань!» По утверждению Валерия Тишкова, только Грозный покинуло около двухсот тысяч человек при полном равнодушии и попустительстве властей РФ и мировой общественности.

30 ноября 1994 года президентом РФ был подписан указ «О мероприятиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики», что явилось фактическим началом войны. Помимо войны с Россией в Чечне происходил внутренний политический кризис. Весной 1993 года крайне усугубились взаимоотношения между президентом Джохаром Дудаевым и парламентом. Позже руководитель республики объявил о роспуске законодательного органа, конституционного суда и МВД. Его вооруженные сторонники во главе с Шамилем Басаевым захватили Грозненский городской совет, таким образом, проведя государственный переворот. Причины конфликта заключались, в частности, в требовании Д. Дудаева усилить исполнительную власть и лишить возможности парламент влиять на формирование правительства, а также в требовании парламентского большинства согласовывать назначения министров и руководителей ведомств с законодателями, представить отчет о деятельности в сфере внешней экономики КОУНХ. Конституция была отредактирована, а после был установлен режим личной власти, который просуществовал до факта возвращения законодательных полномочий парламенту в августе 1994 года. В связи с проведением подобного политического курса руководителем республики против него формируется оппозиция. Первоначально сторонники оппозиции объединились в Комитет национального спасения, сменой которого стал Временный совет Чеченской Республики, активно поддерживающийся со стороны российской власти. Начались вооруженные столкновения между политическими противниками, в итоге которых ВСЧР потерпел поражение. Таким образом, пока в Республике Татарстан вопрос о независимости и разделении властных полномочий между центром и регионом решался мирным и цивилизованным путем без потерь среди мирного населения, в Чечне велась кровопролитная война как между самими жителями из-за внутренних противоречий, так и между представителями центра и республики. Это подтверждает не только умение М. Ш. Шаймиева вести конструктивный диалог со своими оппонентами, но и его способность в критических ситуациях управлять общественным мнением и поведением, влияя на политическую культуру населения. Ведь в Чечне также находились различные люди у власти, однако они не смогли решить проблему мирным путем без человеческих потерь. Более того, многие представители высших должностных лиц, в том числе и Джохар Дудаев, и Ахмат Кадыров, способствовали агрессивному настроению среди населения, представители которого вступали в ряды боевиков, что говорит о действительной роли личности в формировании политической культуры населения. Яркое тому доказательство — наличие антирусских лозунгов со стороны чеченцев и попустительство Джохара Дудаева как президента и Ахмата Кадырова как муфтия. В ходе военных действий был взят город Грозный в 1995 году, где Доку Завгаев возглавил вновь образованную пророссийскую администрацию. После смерти 21 апреля Джохара Дудаева пост президента занял Аслан Масхадов, которого долгое время поддерживал Ахмат Кадыров. Однако в результате многочисленных боев войска Российской Федерации не смогли удержать контроль над Грозным. Начались переговоры о перемирии. Более того, война стала носить затяжной характер, в то время как приближались президентские выборы в РФ. 27 и 28 мая 1996 года в ходе встречи делегаций воюющих сторон была достигнута договоренность о перемирии с 1 июня 1996 года. Позже было постановлено разоружить отряды сепаратистов, провести демократические выборы, однако статус республики остался под вопросом. Необходимо отметить, что договоренности нарушались с обеих сторон. После проведения президентских выборов российская власть объявила о возобновлении военных операций, направленных против боевиков.

Однако после неудач Российской армии в ходе операции «Джихад» было принято решение о прекращении огня. 31 августа 1996 года состоялось подписание Хасавюртовских соглашений, которые явились официальным завершением Первой чеченской войны. Таким образом, российские войска выводились с территории региона, а вопрос о статусе территории было решено отложить до 31 декабря 2001 года. Российская власть в лице Совета Федерации постановила считать подписанные документы «свидетельством готовности сторон разрешить конфликт мирным путем, не имеющими государственно-правового значения». Однако Д. С. Полянский считал, что, «подписание соглашений стало началом интенсивного распространения религиозного экстремизма, основной очаг которого находился в Чечне». Итогами войны стали человеческие потери с обеих сторон, экономика Чечни, так и оставшаяся криминализированной, высокая миграция не чеченского населения из региона, рост ваххабизма и внутренний политический кризис республики. Он представлял собой противоборство умеренных националистов (Сулим Ямадаев, президент Аслан Масхадов) и ваххабитов-сепаратистов (Арби Бараев, Шамиль Басаев). Одни считали, что вмешиваться в дела Дагестана не следует, другие же стремились «оказать помощь братьям по вере». А. А. Кадыров, проявив личную инициативу, 25 июля 1998 года провел Конгресс мусульман Северного Кавказа, в ходе которого участники осудили ваххабизм. Дело в том, что сторонники этого течения набирали силу. Мирное население обнищало и жило в страхе. Следовательно, за счет проведения такого мероприятия А. А. Кадыров заручился поддержкой части населения, которое поверило в перемены жизни своей республики. Через несколько лет Зелимхан Яндарбиев в интервью «Исламский фундаментализм безопасен» для издательства «Время» назовет Ахмата-Хаджи Кадырова предателем: «Кадыров с 1981 года, когда в Чечне и молиться было запрещено, сотрудничает с КГБ! Мы узнали об этом в 1996 году, когда шамилевская бригада захватила Грозный и архив КГБ… Хотя я и тогда чувствовал: неспроста он поднимает разговоры про вред ваххабитов. Я тогда его обругал и предупредил». В июне 1999 года А. А. Кадыров предпринял неудачную попытку взять власть в свои руки.

В августе 1999 года произошло событие, ставшее началом Второй чеченской войны, а именно — вторжение радикалов на территорию Дагестана. Война официально считалась контртеррористической операцией. Хотя еще в начале марта того же года в аэропорту Грозного террористы похитили полномочного представителя МВД РФ в Чечне Геннадия Шпигуна. Для Кремля это стало свидетельством того, что президент ЧРИ А. Масхадов не в силах бороться с терроризмом своими силами. Поэтому российскими властями были проведены меры по борьбе с бандформированиями. По мнению некоторых исследователей, кризисная обстановка на территории Северного Кавказа была выгодна исламским фундаменталистам, стремящимся к распространению своего влияния. Кроме них, арабские нефтяные шейхи и финансовые олигархи стран Персидского залива, которые были не заинтересованы в начале эксплуатации каспийских нефтегазовых месторождений, могли способствовать дестабилизации ситуации. Российская власть предложила Аслану Масхадову объединиться против исламистов в Дагестане, однако президентом Чечни реальных мер для противодействия предпринято не было. Учитывая его неспособность справиться с террористами, российская власть проводила военные операции на территории Чечни по ликвидации боевиков. Двадцать третьего сентября президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». Российская власть сделала ставку на «чеченизацию» конфликта и на перевербовку части элиты и бывших участников чеченских вооруженных формирований. Термин «чеченизация» был распространен в СМИ и обозначал политику администрации и правительства РФ в Чеченской Республике: чеченцы, представляющие власть, наводили конституционный порядок и следили за его соблюдением на подведомственной им территории и пространстве. Также существуют еще две трактовки понятия. Одна заключается в переносе используемых методов в зоне военных действий на всю территорию страны, вторая — «чеченизация Российской армии».

Так, в начале Второй чеченской войны А. А. Кадыров, будучи на стороне федеральных властей, сыграл большую роль в передаче населенных пунктов Чечни России. В сентябре-октябре 1999 года от А. А. Кадырова прозвучали заявления о борьбе с ваххабизмом и его сторонниками. Он объявил Курчалоевский районы Чечни «территорией, свободной от ваххабизма», и отказался принимать участие в новой войне с российскими войсками. Это поспособствовало снятию А. Кадырова с должности муфтия указом президента ЧРИ А. Масхадова с мотивировкой: «враг чеченского народа», который «подлежит уничтожению». В свою очередь, А. А. Кадыров не признал указ и заявил о неподчинении президенту. Дело в том, что президент не имел права снимать муфтия с должности. Подобное решение входило в компетенцию имамов районов.

16 марта 2000 года А. А. Кадыров высказал свое мнение в пользу введения прямого президентского правления в Чечне на период до новых выборов президента ЧР. Двенадцатого июня президентом РФ был назначен новый глава администрации Чеченской Республики, новым должностным лицом стал А. А. Кадыров. Он приступил к исполнению обязанностей 20 июня, а 22 августа сложил с себя полномочия муфтия Чечни. Летом 2001 года вышло распоряжение о запрете ваххабизма и связанных с ним религиозных организаций в Чечне, подписанное А. А. Кадыровым.

Итак, после вступления в новую должность А. А. Кадырова была принята новая Конституция республики, согласно которой Чечня становилась субъектом Российской Федерации. В год ее принятия, а именно в 2003 году состоялись президентские выборы, победу на которых одержал Ахмат Кадыров (за него проголосовало 80,84% избирателей). Надо сказать, что в начале его руководства ему достался регион с ярко выраженными проблемами, в которых он и сам был виноват. Подводя итоги печальных событий, становится очевидным, сколько ответственности лежит на личности. Ведь именно личность, будучи лидером или частью политической группы, принимает те или иные решения, которые имеют последствия. Однако А. А. Кадыров впоследствии сделал верную ставку на сотрудничество с властями Российской Федерации. Итогом такого политического решения стало возобновление сотрудничества региона с центром, что проявилось в поддержке со стороны Москвы республики, прежде всего, в материальном плане. Это было крайне важно для населения, так как оно не хотело воевать, оно было заинтересовано в восстановлении обычной мирной жизни: строительстве жилища и реконструкции разрушенных зданий, появлении продовольствия и товаров быта в магазинах. В политической культуре этноса образ России теперь представлял собой не врага и захватчика, а в первую очередь помощника. Кроме того, А. А. Кадыров считал, что в Чечне должен быть жесткий, действующий в рамках закона руководитель. Он говорил, что не надо заигрывать с народом, как это делают многие политики. Необходимо продемонстрировать волю и навести порядок. Дело в том, что в течение около десяти лет в Чечне формировалось мнение, что только насилие, собираясь в бандгруппы, может повлиять на ситуацию. По мнению А. А. Кадырова, после полного окончания военной операции населению необходимо предоставить два года для восстановления сил до проведения референдума и выборов. Во-первых, было необходимо дать время людям вернуться в Чечню. Во-вторых, поверить в помощь со стороны федеральной власти. В действительности чеченское население стало обладать возможностью получать пособие по безработице, в то время как население Ингушетии пособий не получало. Следовательно, А. А. Кадыров взял политический курс на тесное взаимодействие с центром и восстановление региона за счет федеральных отчислений, а это способствовало формированию у местного этноса лояльного отношения к Москве и России. Более того, получая и постепенно накапливая капитал, наблюдая благоустройство городов, местные жители уже не будут заинтересованы в насильственных методах решения тех или иных политических вопросов. Плюс ко всему, говоря о проведении референдума, А. А. Кадыров акцентировал внимание на моральном состоянии общества. По его мнению, для обеспечения активного участия жителей республики в данном мероприятии должно быть принято постановление правительства РФ о возмещении компенсации ущерба потерянного имущества, должны соблюдаться закон и права человека. «Нельзя трогать мирных жителей. Ведь каждая обиженная семья — это мстители. А их у нас хватает и без этого» — высказывал свою точку зрения А. А. Кадыров.

Сравнивая лидеров двух республик, где сепаратистские настроения были на высоком уровне, М. Ш. Шаймиева и А. А. Кадырова, можно выделить общее в виде выдвижения программ, связи с традициями поколений, следования национальным ценностям, создания новой модели поведения. То есть все то, что называется качествами лидера в экстремальных условиях. Возможно, кто-то скажет, что поведение чеченских боевиков было олицетворением отстаивания национальных ценностей. Однако разрушенные города, потери в семьях — это национальные ценности? На мой взгляд, то, что происходило в Чечне во время войн, — это в первую очередь бизнес.

Исходя из исторического опыта влияния лидеров на политические преобразования и трансформации в общественной жизни, можно предположить, что политический лидер как актор политики в будущем будет продолжать играть свою существенную роль в становлении политической культуры. Даже на уровне международных отношений в условиях глобализации, когда в мировой политике появились новые субъекты в виде неправительственных организаций и наднациональных корпораций, роль лидеров остается весьма высокой. В доказательство этого предположения можно рассмотреть крымский вопрос и поведение В. В. Путина в ходе его решения. Несмотря на критику со стороны представителей властных структур и бизнес-элиты других государств, предупреждения о санкциях, президент РФ придерживался намеченной цели и реализовал ее, публично выступив после этого и подписав закон о присоединении Крыма. Эти события крайне сильно повлияли на политическую культуру российской нации и русскоязычного населения. Примером совершенно противоположных решений и последствий в этих же пространственно-временных рамках будет деятельность Виктора Януковича. Он не смог взять ситуацию под контроль в силу того, что он являлся олицетворением исключительно формального лидера, обладая политическими полномочиями, но не обладая сущностными характеристиками сильной личности. Однако и этот политик сыграл свою роль в формировании политической культуры населяющих Украину этносов: одна часть общества выбрала себе других лидеров, защищающих националистические идеи радикального «Правого сектора» и идею сотрудничества с Европейским союзом, другая же — задумалась об интеграции в состав другого государства. Первые представители одной страны используют близкие их политической культуре насильственные методы, другие — проводят митинги, референдумы. Возвращаясь к личности Виктора Януковича, хочется отметить, что его роль в первую очередь заключается в попустительстве раскола общества на противоборствующие стороны, что говорит о его неспособности формировать единую политическую культуру украинской нации.

Все это подводит нас к выводу о том, что лидер как один из основных акторов политического процесса в будущем все так же будет влиять на политическую культуру населения. Эффективность этого влияния может быть при условии, что он либо сам является представителем той же самой политической культуры, что и местные жители, либо при условии детального изучения истории общества, анализе этой истории и множества факторов, влияющих на жизнедеятельность граждан. Это является одной из причин, из-за которой, на мой взгляд, возникли в свое время споры о порядке вступления на должность главы региона. В центре дискуссий стоял вопрос, эффективна ли будет политика назначаемого из центра руководителя, если он не имеет с населением, в частности конкретным этносом, общих пространственных, исторических, психологических, религиозных, языковых характеристик и черт. С одной стороны, назначение глав субъектов РФ способствовало бы укреплению вертикали власти, проведению единого политического курса по всей стране. Однако это чревато возникновению некой пропасти между главой и местным населением. Руководитель может не чувствовать своей ответственности перед гражданами, исключительно отчитываясь перед начальством. Более того, будучи назначенцем и представителем, например, русского этноса, он вызывает справедливый вопрос, почему регионом управляет не представитель коренного этноса, чья доля численности населения выше. Кроме того, такой глава может не обладать теми компетентными знаниями об особенностях жизни местного населения, которые помогли бы ему строить эффективную политику, будучи понятым и поддерживаемым населением. Это может привести к появлению неформального лидера, который будет располагать к себе местную этническую общность больше, чем формальный лидер. Что не обязательно, но может привести к двоевластию, политическим волнениям, сепаратизму.

Для перспективы личностного влияния на формирование политической культуры нации или этноса политическому лидеру необходимо обладать рядом существенных характеристик, которые выделяет А. П. Кабаченко в книге «История мировой политики». Во-первых, ясной и краткой программой политических действий, понятной не только коллегам, но и большинству населения. На мой взгляд, это крайне важно в период реформирования политической системы. Четко обозначив цели и задачи своей политики, а также пропагандируя эти идеи с помощью информационных и человеческих ресурсов. Во-вторых, лидер должен уметь расположить к себе людей, вызывать интерес, пользоваться популярностью среди большинства населения. В-третьих, лидер должен обладать способностью брать на себя ответственность не только за свои действия, но и за деятельность своих единомышленников, объединенных в движения или партии, своего народа. В-четвертых, необходимо иметь и развивать организаторский талант и память. В-пятых, лидер должен обладать сильной политической волей для вырабатывания, принятия и отстаивания решений, даже если они являются непопулярными, но необходимыми для достижения поставленных целей. Кроме того, необходимо добавить в этот список оригинальное мышление для выработки и проведения нетривиальных решений. И, наконец, лидеру должны быть присущи ораторские способности. К этим характеристикам необходимо добавить еще ряд черт, которые должны проявляться в экстремальных ситуациях. Первое, что выделяется, — это формулирование и выдвижение абсолютно новых программ и идеологий, целей в условиях непопулярности и неактуальности старых традиций и ориентиров, общественного раскола, апатии и анархии, что уже по своему определению является непосредственным процессом влияния личности лидера на политическую культуру. Помимо того, политический, а в нашем случае этнический, лидер должен конкретизировать пути следования фундаментальным национальным ценностям, связать решения актуальных задач с историей государства и своего региона, с традициями поколений. При выдвижении этническим лидером новых программ, идеологий и целей создается и новая модель поведения и мышления, которая распространяется по всему обществу.

Лидер всегда будет влиять на политическую культуру населения (в нашем случае этнический лидер будет влиять на политические потребности, склонности, интересы, идеалы, убеждения и чувства этносов), однако последствия могут быть как положительными, так и отрицательными. Для положительного влияния, для становления активистского типа политической культуры местного населения лидеру необходимо консолидировать сторонников, вырабатывать, принимать и претворять в политическую практику решения, защищать своих сторонников и поддерживающее его население от правовых, социальных, экономических проблем, инициировать обновления в связи с новыми событиями и тенденциями развития общества.

Итак, в исследуемый период времени отношения регионов с центром стали строиться на двусторонней основе «центр — субъект». Одним из регионов, наиболее успешно проводившим политику в данном направлении, стала Республика Татарстан. Однако в истории Российской Федерации был и регион, проводивший наименее успешную политику в этой сфере, что способствовало проведению военных операций, многочисленным людским потерям, нанесению удара по экономике региона. Взаимоотношения Москвы и Казани в период руководства М. Ш. Шаймиева носили характер диалога равноправных субъектов. Национальное самосознание татар и историческая память основаны на воспоминаниях о величии и могущественности ханств. Аналогичный характер взаимодействия пыталась выстроить чеченская власть в лице Джохара Дудаева в тот момент, когда А. А. Кадыров был муфтием республики. Однако выбранные методы достижения цели оказались неэффективными, что привело в итоге к подписанию Конституции, согласно которой Чеченская Республика не только стала субъектом Российской Федерации, но и за счет финансовой поддержки региона со стороны центра стала весьма зависимым регионом.

Традиции государственности Татарстана не меньше и не хуже независимых республик бывшего Советского Союза. Огромная разница между статусом и состоянием республики за последние десятки лет во многом объясняет влияние, заметную роль и место М. Ш. Шаймиева в федеральной политике, тенденции которой влияли, в свою очередь, на формирование политической культуры татар. Руководитель республики стал лидером среди глав национальных республик, что подтверждает включение его в тройку лидеров общероссийского движения «Отечество» вместе с Юрием Лужковым и Владимиром Яковлевым, мэрами Москвы и Санкт-Петербурга. Республика Татарстан, согласно подписанному в то время с Кремлем договору, — «ассоциированное с Россией государство», а не «обычный» субъект Федерации. Центральные власти были вынуждены выстраивать определенный тон общения, так как религия и этнос всегда были «легко воспламеняемыми материалами». Этот факт использовали и власти Чечни при ведении диалога с федеральным центром. Автономность М. Ш. Шаймиева проецируется, кроме того, в выстраивании горизонтальных связей с регионами Российской Федерации — Башкирией, Чувашией, Свердловской областью, республиками Северного Кавказа. К слову, единственным из региональных лидеров, кого хотел видеть в качестве посредника в переговорах с Москвой президент Чечни Джохар Дудаев, был Минтимер Шаймиев.

Главным источником и потенциалом шаймиевского феномена как политического лидера являлся второй по численности татарский народ, обладающий развитым национальным и государственным самосознанием. Диаспоры проживающих за пределами республики татар объединены в действенные организации, поддерживающие связь с Казанским кремлем. Чеченский же народ в период лидерства А. А. Кадырова находился в послевоенном состоянии, сосредоточившись на проблемных последствиях конфликта и на их решениях, рассчитывая на поддержку Москвы.

Нельзя не упомянуть о возможностях Республики Татарстан, которая закрепилась в лидерах по экономическому потенциалу и темпам промышленного роста. Регион во многом самодостаточен, что проявляется также в выстраивании диалога с Кремлем.

Для федеральной власти М. Ш. Шаймиев при всей твердости и последовательности во взаимоотношениях, сочетаемой с гибкостью и умеренностью, чутьем времени и политических возможностей конкретного момента был наиболее приемлемой фигурой в качестве главы региона, так как противниками М. Ш. Шаймиева на вооружение легко могли быть взяты идеи сепаратизма и национализма. Кандидатура А. А. Кадырова на должность главы администрации, а затем президента, была неоднозначной для Кремля, но наиболее приемлемой в сравнении с политическими взглядами и поведением других личностей.

Первый татарский президент олицетворяет собой не только высшую должность, но и личность, стоящую у истоков возрождения национальной культуры и языка, которому в республике был присвоен статус второго наряду с русским государственного языка. Слабое знание родного языка этническими татарами и вмешательство центра в экономику республики стали формальным поводом к требованиям суверенитета.

Татарский сепаратизм в отличие от кавказского, прямолинейного и напористого, имеет свои специфические особенности. Его природа заключается не в банальном и болезненном выходе из Федерации, а в последовательном и мягком «вырастании» из нее за счет политического диалога с Москвой, используя, прежде всего, демократические принципы и национал-сепаратистские настроения части политиков, а не насильственные и жесткие методы, наблюдаемые в Чечне. Большая заслуга М. Ш. Шаймиева в том, что он смог находиться посередине двух противоречащих друг другу тенденций: стремлением центральной власти к большему контролю над регионами и требованиями националистов полной независимости. При этом ему удалось сохранить мирную жизнь на территории своей республики, прививая местным этническим общностям политические ценности, идеалы, установки, взгляды, что в дальнейшем находило отражение в адекватном поведении населения Татарстана. Такую же сложную функцию необходимо было выполнить и А. А. Кадырову, при этом стоит отметить, что радикальных взглядов в Чечне на тот момент было больше, что усложняло ведение политики в регионе. Однако А. А. Кадыров выполнял эту функцию, выбрав и показав населению политический курс на сотрудничество с Москвой и возрождение республики, что находило отражение в политических взглядах местного этноса. Следствием влияния указанных лидеров и их деятельности на формирование политической культуры этносов стало становление подданическо-активистского типа политической культуры в Татарстане и патриархально-подданического типа в Чечне.

На сегодняшний день население Чечни поддерживает своего лидера, Рамзана Кадырова, который продолжает выбранный политический курс своего предшественника, а именно, поддерживает сотрудничество региона и центра. Это способствует, в частности, повышению экономического уровня региона. Не переводя дотации в Чеченскую Республику, центр будет наблюдать обнищание региона и усиление негативного отношения к федеральной власти. После любого разрушения необходимо восстановление. Таким образом, лозунг «Хватит кормить Кавказ» рассчитан на население, не знающее историю и не способное критически анализировать ситуацию. Поддержка чеченского народа важна для центральной власти, которая, например, может использовать силу и умения чеченских военных в ходе операций.
Многие исторические лидеры России старались объединить земли, потому что сильное государство, претендующее на авторитетное мнение на международной арене, не может являться таковым при наличии внутренних противоречий и противоборства. Безусловно, необходимо развивать промышленность, бороться с коррупцией, создавать и развивать отечественные информационные технологии. Однако нельзя забывать о процессах, происходящих внутри самого общества. Население России должно быть едино и сплоченно. Политическая культура чеченского народа, как мы определили, является патриархально-подданической. Люди подчиняются силе, которую олицетворяет лидер. Эти знания и необходимо использовать для выстраивания конструктивного диалога и эффективного использования человеческих ресурсов в проведении государственной политики.

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1912207.html#ixzz3Wb4eG0yc
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM


Источник

Категория: История | Добавил: Ленпех (07.04.2015)
Просмотров: 725
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 369
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0