16:30
Четверг, 18.04.2024
Главная » Статьи » История [ Добавить статью ]

Как мы очистили небо Сирии

8 октября 1980 года между СССР и Сирийской Арабской Республикой был заключён договор о дружбе и сотрудничестве. Он предусматривал помощь в деле обороны страны. В САР была поставлена советская военная техника, осваивать её сирийцам помогали наши советники.

А 9 июня 1982 года Израиль неожиданно нанёс удар по частям ПВО Сирии. Из 19 дивизионов 16 были уничтожены полностью, остальные не могли обеспечить безопасность сирийского неба. Израильские самолёты господствовали в небе САР и безнаказанно летали повсюду. Напряжённость нарастала, и это грозило большой войной. Президент Сирии Хафез Асад срочно прибыл в Москву. Советское руководство решило оказать САР военную помощь, в том числе направить два полка с совершенно секретными комплексами С-200, которые до этого не покидали пределов СССР. Их не было даже у наших союзников по Варшавскому договору. В составе одного из полков в конце 1982 года в Сирию убыл капитан Юрий Тугай, ныне подполковник запаса.

Юрий в 1978 году окончил Пушкинское высшее командное училище Войск ПВО по специальности «АСУ и ЭВМ, программное обеспечение и эксплуатация».

Он рассказывает:

– Когда начали готовить зенитный ракетный полк дальнего действия С-200 в Туле для отправки, меня перевели в него из Воронежа. После мероприятий по формированию полка началось его боевое слаживание с проведением боевых стрельб на полигоне Центра боевой подготовки ЗРВ в Казахстане.
Насколько я понимаю, в Сирии тогда не только наносился удар по арабскому государству, но и проверялось, насколько серьёзную помощь готов оказать СССР своим союзникам. Ведь по сути сирийские воинские части, которые воевали на нашей технике, были разгромлены. Почему? После анализа сделали вывод, поражающий своей простотой. Нужно выполнять то, что рекомендуют советские специалисты: не пренебрегать мерами маскировки, своевременно менять огневые позиции, провести мероприятия по инженерному оборудованию района расположения. Элементарная беспечность сыграла злую шутку с сирийскими военнослужащими.

К нам сирийцы относились очень хорошо.

Они понимали, что советские ракеты принесли мир на их землю

Другой вывод: чтобы не допустить превосходства в воздухе, требовалось с началом боевых действий «ослепить» противника, то есть либо сбить, либо эффективно противодействовать самолётам дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С «Хокай», которые координировали действия всей авиации Израиля.

На берег мы сошли в форме сирийской армии, правда, без знаков различия, имея на руках табельное оружие. Быстро переместились в район расположения. Полк развернулся в боевой порядок, чтобы приступить к выполнению задачи по охране и обороне воздушных рубежей САР, в два раза быстрее, чем предписывали нормативы. Понимали, что подлётное время до наших позиций – всего несколько минут.

Нужно отметить, что к нашему прибытию и сирийцы подготовились хорошо. Километрах в семнадцати восточнее Хомса, прямо в пустыне, огородили территорию площадью около 2–3 квадратных километров. Три ряда колючей проволоки с минными полями в промежутках. Так что пробраться в нашу зону постороннему было практически невозможно.

Сирийцы построили жилой городок. Модули были разделены на квартиры-секции из двух комнат. В каждой поселились по два человека. Было подведено электричество, бесперебойно подвозилась вода. Мы не испытывали бытовых неудобств и занимались только службой.

В течение полутора лет, пока находились в Сирии, каждый день был строго регламентирован – дежурство, отдых, подготовка к дежурству, решение служебных задач и бытовых вопросов. Каждое дежурство завершалось сменой боевых позиций. Помимо основных, было несколько ложных. Причём на них тоже стояли аналогичные нашему комплексы, работали локаторы. Делалось всё для того, чтобы ввести противника в заблуждение.

– Вам приходилось видеть президента САР Хафеза Асада?

– Президента Сирии мне довелось видеть дважды. В 1950-е годы он учился в СССР. Это волевой, сильный человек. Такой и нужен был Сирии. Таким, как мне думается, стал и его сын Башар.

После нашего заступления на боевое дежурство полёты авиации Израиля и его союзников прекратились. Уже в январе 1983-го огнём полка, который находился недалеко от Бейрута, был уничтожен беспилотный самолёт-разведчик ВВС Израиля. И я не раз наблюдал, как на предельной дальности самолёты антисирийской коалиции, попадая в поле наших локаторов, тут же спешно покидали его. Понимали, чем может быть чревата задержка.

Сначала мы несли боевое дежурство одни, впоследствии вместе с сирийскими военнослужащими, которых обучили работе на технике и которым передали её, получив приказ на возвращение в СССР. Мне перед отъездом вручили сирийскую медаль «За подготовку». Она учреждена для награждения командиров рот и выше за успехи в обучении личного состава, а также иностранным военным советникам. Повторные награждения отмечаются добавлением бронзового дубового листа на ленту. Так вот, на моей медали этот листик есть.

– Приходилось ли выезжать за пределы военного городка?

– Это не приветствовалось. За полтора года я лично выезжал пятнадцать раз. И то благодаря знанию английского языка – подменял переводчика.
Народ Сирии очень дружелюбный, весёлый, приятный в общении. Причём деление на суннитов, шиитов и алавитов не было заметным.
Автор Сергей ПОРОХОВ


Источник

Категория: История | Добавил: Ленпех (19.12.2015)
Просмотров: 595
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 364
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 25
Гостей: 24
Пользователей: 1
Питерский