02:03
Суббота, 27.04.2024
Главная » Статьи » История [ Добавить статью ]

Как израильские спецслужбы за истребителем МиГ-21 охотились

Прошло 50 лет с момента одного из крупнейших и самых раскрученных оперативных достижений Моссада, израильской службы внешней разведки. 16 августа 1966 года была осуществлена операция «Бриллиант», которая вылилась в «бегство» пилота иракских ВВС, капитана Мунира Редфа, в Израиль вместе с советским истребителем МиГ-21, напоминает издание the National Interest.

Вокруг этой операции до сих пор вращается огромное количество слухов. Особенно это касается причин для бегства Редфа. Согласно официальной израильской версии, Редфа относился к группе ассирийских христиан, которые страдали от религиозной и этнической дискриминации. Из-за своего происхождения Мунир Редфа был лишён шансов на продвижение по карьерной лестнице в вооружённых силах и был вынужден жить вдали от своей семьи, которая проживала в Багдаде.

Правительство Израиля предложило иракскому пилоту 1 миллион долларов, израильское гражданство и полную занятость — и приняло его условия. Главным требованием лётчика являлось обязательство израильской стороны предоставить семье Редфа политическое убежище в Израиле.

Благодаря тому, что управляемый Редфа МиГ-21 добрался до Израиля, военно-воздушные силы этой страны смогли ознакомиться с тактико-техническими характеристиками советского истребителя и узнать его сильные и слабые стороны. Полученная израильскими военными информация сыграли ключевую роль в успехах ВВС Израиля во время арабо-израильских войн в период с 1967 по 1973 годы.

Кроме того, в январе 1968 года Израиль предоставил советский самолёт Соединённым Штатам, которые также активно пытались заполучить МиГ-21. В США даже существовала специальная операция для этой задачи, которая была известна под кодовым названием Have Doughnut (завладеть пончиком — англ., прим. ред.). Заполучив новейший истребитель ВВС СССР, американские военные плотно занялись изучением его возможностей на территории печально известной «Зоны 51» в Неваде. Экс-иракский МиГ-21 получил в США новое обозначение — YF-110 — и сослужил хорошую службу американским военным, которые смогли ознакомиться с советским самолётом. Тем более, по сообщениям израильских спецслужб, Редфа во время побега прихватил с собой несколько учебно-тактических руководств, полученных им во время прохождения обучения в СССР. Всё это позволило США составить чёткую картину возможностей новейших на то время советских истребителей.

Все вышеперечисленное отражает популярную версию истории побега Редфа. Эта версия концентрируются на периоде непосредственно перед и после перелёта иракского пилота в Израиль. Однако с помощью отставного бригадного генерала Ахмада Садика, бывшего офицера управления разведки иракских ВВС, и египетского историка Нура Бердеи, мы можем пролить свет на ряд обстоятельств, приведших к известному побегу Мунира Редфа.

Известно, что Моссад ещё до перелёта Редфа пытался переманить арабских летчиков, летавших на новых советских истребителях, в Израиль. Первая попытка закончилась неудачей. Израильский информатор Жан Леон Томас вышел на капитана египетских ВВС Аида Хана, предложив ему 100 000 долларов США за перелёт на истребителе МиГ-17 в Израиль. Однако египетская контрразведка смогла успешно предотвратить эту операцию, вернув лояльность Хана. В результате капитан египетских ВВС сдал израильского информатора властям. Томас был арестован вместе с пятью своими помощниками. Его вместе с двумя соучастниками приговорили к смертной казни и повесили в декабре 1962 года.

Два года спустя израильтяне смогли добиться больших успехов во время взаимодействия с другим египетским пилотом. Капитан Мохаммад Аббас Хелми — считавшийся коррумпированным и неуправляемым — перебежал к израильтянам вместе с истребителем Як-11 после серьёзного конфликта с начальством. Несколько месяцев спустя он был убит в Южной Америке.

Кроме этого случая все усилия израильских спецслужб в Египте оказались по большей части бесплодными. Поэтому Моссад приступил к поиску возможных перебежчиков в других местах. Следующая возможность представилась в Ираке. Израильским спецслужбам удалось завербовать багдадского купца еврейского происхождения Эзра Зелькха, обладавшего контактами с иракским подпольем. Он получил кодовое имя «Юсуф» от Моссада и стал известным благодаря организации отправки группы из 15 офицеров иракских ВВС в Соединённые Штаты для прохождения обучения на базе военно-воздушных сил США в Лэкленде, Техас, февраль 1965 года.

Так почему группа иракских пилотов отправилась на обучение в США в 1960-х годах?

Вспомните, Ирак далеко не всегда был союзником Советского Союза. Изначально эта ближневосточная страна была близким союзником Великобритании вплоть до кровавого военного переворота 1958 года, после чего к власти в Ираке пришёл бригадный генерал Абдель Карим Касим. Касим назначил бригадного генерала Джавада Джалала Аль-Авкати, убеждённого коммуниста, новым главнокомандующим иракских военно-воздушных сил.

После тёплого приёма в Москве Авкати подписал ряд контрактов на закупку новых самолётов. Ирак стал первой арабской страной, купившей истребители МиГ-19, МиГ-21 и бомбардировщики Ту-16. Египет же сделал свои первые заказы лишь несколько лет спустя.

Правление Касима завершилось после очередного военного переворота в феврале 1963 года. Новая власть не только вынудила покинуть Ирак всех советников из СССР, но и арестовала большинство офицеров, которые считались верными Касиму. Однако, несмотря на прохождение предполётной подготовки в Советском Союзе, Редфа стал одним из пяти пилотов, которым новый режим доверил продолжать службу в единственном подразделении иракских ВВС, состоящем из МиГ-21 — в эскадре номер 11.

После очередного военного переворота в Багдаде в ноябре 1963 года к власти пришло новое правительство, состоящее из офицеров, проходивших подготовку в Великобритании. Новые власти Ирака с большой осторожностью начали восстанавливать старые связи в Лондоне и Вашингтоне.

В процессе реорганизации вооружённых сил Ирака, Редфа был назначен заместителем командира эскадры номер 11, генерала Фахада Абд Эль-Хейли эс-Сайдуна.

В то время, иракские военные не обращали внимания на этническую и религиозную принадлежность своих подчинённых. В этом проявлялась лояльность военных власти, что имело огромное значение. Соответственно, ни принадлежность Редфа к ассирийским христианам, ни прохождение им обучения в СССР не имело для руководства никакого значения.

Действительно, впоследствии Редфа был отобран для прохождения обучения в США, а затем, в июле 1966 года, он был назначен командиром 11-й эскадрильи. Это подчеркивало доверие к нему со стороны командования военно-воздушных сил Ирака.

Однако в Соединённых Штатах ничего не подозревающие иракские офицеры стали целью нескольких женщин-агентов Моссада. Первой стала Жан Поллан, которая представившись именем «Зейнаб», попыталась войти в контакт с лейтенантом Хамидом Дхейхом в марте 1965 года, однако пилот иракских ВВС отказался от её предложения перебежать в Израиль.

Возмущённая израильская агентесса дала молодому иракскому лётчику три дня, чтобы покинуть США. Однако Дхейх не поверил в реальность этих угроз, и вечером 15 июня 1965 года он был найден застреленным в баре. Что самое странное, убийству предшествовало непродолжительное отключение электричества. Официальной причиной отключения электроэнергии был назван блэкаут, однако в свете вышенаписанного в это верится с трудом.

После этого инцидента руководство иракских ВВС приняло решение отозвать своих сотрудников из США. Однако, трое из их числа — капитан Шейкер Махмуд Юсуф, капитан Мохаммед Реглоб и Редфа — вернулись в Ирак вместе с привлекательными «возлюбленными».

«Подруга Юсуфа» приехала в Багдад спустя несколько дней после него. Они встретились в квартире вечером 6 июля 1965 года. Когда же Юсуф отказался от приглашения сбежать в Израиль вместе со своим МиГом, Эзра Зелькха, которая задокументировала все встречи на видеоплёнку, вошла к нему в комнату и застрелила иракского офицера.

Реглоб пережил преследования Моссадом не намного дольше. Правда, его убили вовсе не за отказ перелететь в Израиль, а за слишком завышенные требования. Он запрашивал 1 миллион долларов США, которые Мосссад был не готов выплатить. В результате Реглоба схватили два агента Моссада и выбросили из скоростного поезда во время поездки иракского офицера в Германию в феврале 1966 года.

Редфа также прибыл в Ирак со своей новоявленной американской «пассией». Но информации о ней крайне мало. В некоторых документах всплывает лишь её имя — Лиза Брет. Также известно, что через несколько дней после её приезда, Брет договорилась о встрече и поставила Редфа перед выбором — «серебро или свинец».

После того как иракский пилот принял судьбоносное решение, оперативники Моссада приступили к подготовке операции «Бриллиант». Спустя три дня после эвакуации 17 членов его семьи в Израиль через Иран, командир 11-й эскадры иракских ВВС взлетел с тренировочной авиабазы в Таммузе к западу от Багдада и направился в сторону Иордании, а затем в Израиль.

Нет никаких сомнений в том, что Редфа предоставил важную разведывательную информацию Израилю. Однако другие последствия его «бегства» часто переоценивают — особенно в случае с предоставлением истребителя МиГ-21 США.

Напомним, Багдад восстановил контакты с Лондоном и Вашингтоном ещё в конце 1963 года, за 3 года до перелёта Редфа. Поэтому спецслужбы США не только получили возможность наблюдать тестовые полёты МиГов в Ираке, но и открыли для себя доступ ко всей технической и учебной документации, связанной с самыми современными советскими истребителями. Так что вся необходимая информация была получены Отделом иностранных технологий ВВС США ещё в 1965 году.

Благодаря тому, что иракское руководство знало об этом, служебное расследование этого инцидента пришло к выводу, что Редфа попал в список четырёх пилотов, заинтересовавших Моссад. Если бы он отказался сдаться, то израильтяне сначала пошли бы на шантаж, а затем и на убийство пилота. Именно поэтому никто из начальства или из числа коллег Редфа не понёс наказания....

Категория: История | Добавил: Ленпех (31.08.2016)
Просмотров: 759
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 386
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0