16:28
Вторник, 23.04.2024
Главная » Статьи » История [ Добавить статью ]

Фильм «В бой идут одни старики» глазами историка

Сценарий замечательного фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики», как известно создан методом художественного синтеза. Проще говоря, в основу сценария положено множество реальных случаев, происходивших в разных местах, в разное время и с разными людьми. Но все эти случаи объединили в рамках одной авиационной части. В результате получилось и очень правдиво, и увлекательно.

Фильм этот о летчиках на земле. В нём практически нет эпизодов с воздушными боями, они проходят как фон. Мы видим людей со всеми их интересами, проблемами, чувствами. И иногда они уходят в бой, из которого, увы, возвращаются не все.

Долго не брался писать про этот фильм в своей серии «Кино глазами историка», где, как известно моим постоянным читателям, речь всегда идёт не про сам фильм, а про какие-то вопросы, темы, связанные с военной историей, в этой кинокартине затронутые.

Однако, кое-что связанное с нашей авиацией Великой Отечественной, захотелось рассказать.



Эскадрилья первая, эскадрилья вторая…
Как, я уверен, все помнят в фильме идет некое дружеское противостояние пилотов двух эскадрилий. Однако, упоминается первая и вторая эскадрильи, а где же третья?

Советские истребительные полки к моменту, показанному в фильме, состояли из трёх эскадрилий по десять самолетов в каждой. С учетом самолетов командования полка было 33 машины. Самолёты полагались командиру полка, заместителю командира по политчасти и начальнику штаба.

Возможно, создатели фильма ориентировались на более ранние штаты полков, когда в них действительно было всего две эскадрильи. Но это было в самый сложный период, с лета 1941 года до осени 1942-го.

Раз уж заговорили, то довоенные штаты полков предусматривали четыре эскадрильи, всего 63 самолёта. А в дивизии полагалось иметь четыре полка, хотя иногда их было и три, и пять.

В ходе войны пришли к структуре авиационных соединений, полностью аналогичной немецкой. Советские ВВС вместо смешанных дивизий с четырьмя полками по четыре эскадрильи (наиболее распространенный тип до войны), стали состоять из однородных дивизий: три полка по три эскадрильи. Люфтваффе так же имело эскадры из трёх групп по три эскадрильи. Правда, немцы практически не использовали эскадры целиком, особенно во второй половине войны. Немецкие авиагруппы были раздерганы по разным участкам фронта, и вполне могла 1-я группа воевать под Ленинградом, а 2-я в Италии.



«Ночные ведьмы»
Как вы помните, в фильме появляется женский экипаж на легком ночном бомбардировщике У-2ВС. В советском и российском кинематографе женщины-пилоты У-2 встречаются часто, а вот из мужчин, только знаменитый летчик Булочкин. Правда, в фильме «Небесный тихоход» упоминается, что в другой эскадрилье есть и летчики-мужчины, но их немного.

В целом, у нашего зрителя может сложится впечатление, что в ночных бомбардировочных частях служили пилотами и штурманами исключительно женщины. Это немного не так.

Согласно Приказу НКО СССР 0099 от 08.10.41 г. «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии», были сформированы три полка: 586-й истребительный авиационный полк, на самолетах Як-1, 587-й ближнебомбардировочный авиационный полк, на самолетах Су-2, и 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк на самолетах У-2. Весь персонал в полках, должен был быть женским. Не только пилоты и штурманы, но и техники и пр.

Истребительный полк входил в состав авиации ПВО, и непосредственно на фронте не был. Хотя воздушные бои вели и, увы, летчицы в них погибали. Впрочем, этот полк вскоре перестал быть полностью женским, в нём служили и мужчины, хотя пилоты-женщины летали до конца войны и даже позже: последних демобилизовали в ноябре 1945 года.

Бомбардировочный полк скоро с СУ-2 пересел на Пе-2, и с самого начала полностью женщинами не был укомплектован. В 1943 году стал 125-м гвардейским бомбардировочным.

Что касается полка ночных бомбардировщиков, то он так и был всегда женским, и прототипа летчика Булочкина в нём не было. Воевал в составе 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии. В 1943 году был преобразован в 46-й гвардейский, а войну закончил как 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый и ордена Суворова полк. Кроме прозвища «ночные ведьмы» полк именовался и как «Дунькин полк» — всю войну полком командовала Евдокия Бершанская. Сначала она капитан, закончила войну подполковником. Единственная женщина, удостоенная ордена Суворова.

В боях погибли 23 девушки, к сожалению, было немало и небоевых потерь — из-за аварий. 23 лётчицы полка были удостоены звания Героя Советского Союза.

Интересно, что у девушек женского полка было немало романов, после войны многие вышли замуж за тех, с кем рядом летали. Но ни одна из военнослужащих полка (не только лётного состава) во время войны не ушла из полка по беременности.

Что же касается десятков всех прочих ночных бомбардировочных полков, то там служили мужчины.


Источник

Категория: История | Добавил: Ленпех (29.12.2019)
Просмотров: 586
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 378
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 58
Гостей: 58
Пользователей: 0