20:26
Среда, 08.05.2024
Главная » Статьи » История [ Добавить статью ]

Байки старого ПВОшника. «Велком ту Анадырь»

В этом рассказе некоторые факты умышленно скрыты, некоторые намеренно искажены, и рассказано простыми, понятными словами, а не скучным военно-техническим языком, по которому только специалисты смогут оценить весь ужас и трагикомедию этого рассказа.

Как то, в уже далёкие «Советские» времена 80-х годов, довелось служить на Чукотке, на командном пункте ПВО (Противовоздушной обороны) в Анадыре. А Анадырь был в то время форпостом противостояния между СССР и США. Так как США вот они, рядом, через пролив. Был тогда я новеньким, только недавно приехавшим, помощником оперативного дежурного по контролю за полётами авиации. Это что-то типа ДПСника, но только для самолётов.

Что такое служба на Чукотке, тем более на командном пункте ПВО, вкратце объясню. Представьте себе, вы включили РЛС (Радиолокационную станцию) в центральной части России, и у вас на экране одновременно появиться более сотни различных воздушных целей. У нас их называют не самолётами, а воздушными целями. Все они двигаются, одни приходят в зону обнаружения, другие уходят. И все это надо контролировать. Откройте флайрадар24 в браузере, посмотрите, что твориться в центральной части России, и вы поймёте, о чем я. Все эти цели необходимо идентифицировать, проверить на наличие ее в плане или расписании полетов, определить направление, высоту и скорость полета. Все то, что лишнее, т.е. без плана полета, или например, цель (самолет) допускает такое нарушение как выход за пределы трассы более чем на 10 км., подлежит особому вниманию, и в крайних случаях, происходит перехват и принуждение к посадке воздушного судна. Но такие ситуации редкость. Я только один раз, за всю службу видел подобную ситуацию. На дежурстве, не только нет времени, на то что бы расслабиться, типа чайку попить, но и присесть сложно. Круговерть целый день. Домой приходишь как выжатый лимон.

А на Чукотке? Включил РЛС, вернее они там включены постоянно, а там НИКОГО! От слова совсем. Скукота страшная. Это сейчас над Чукоткой летает множество самолётов из США, Китая, Японии и т.д., а в те «советские» года, полет над этими районами был строго запрещён, и разрешался только с уведомления, проверки, разрешения, и по заранее предоставленному плану полёта.

Иногда, раз в день на большой карте-планшете командного пункта ПВО появлялся Московский рейс ИЛ-62 в Анадырь. А потом тишина… Скукотище!

Командный пункт ПВО

В один из таких дней, был взят на сопровождение возвращавшийся с дежурства в воздухе очередной самолёт радиотехнической разведки RS-135 армии USA. Они регулярно летали в один из заливов (не будем называть какой) на Камчатке, где находится наша база подводных лодок, и там барражировали в нейтральных водах, вблизи нашей Государственной границы. Отслеживали частоты, сигналы, переговоры, особенно выход в море наших подводных лодок, и потом передавали их на сопровождение самолёту ВВС США «Орион». Лишь после того, как с базы Анкоридж (Аляска США), подлетел на дежурство в воздухе очередной RS-135, отдежуривший смену RS-135, возвращается на базу домой. Именно такого супостата, возвращающегося на базу, мы и сопровождали своими РЛС. Посреди пустой карты неба, отображаемой у нас на командном пункте ПВО, один супостат RS-135, летящий на высоте около 10 километров, и все! Скукота. Тем более летит не в нашу сторону, а по касательной, по стандартному маршруту, домой в Анкоридж. А молодая кровь играет. Приключений на ж… хочется.

И тут мне, молодому балбесу, в чине старшего лейтенанта, пришла мысль в голову. Подошёл к оперативному дежурному командного пункта ПВО, и сказал:

- Давай пошутим?

- Это как?

- А вот смотри…

Взял я трубку ЗАС (засекречивающая аппаратура связи), и позвонил на командный пункт Е…, короче на Камчатке. Дозвонился до «слухачей», теперешняя РЭБ. Там работал один мой знакомый, офицер, опять же не будем называть фамилию, и спросил его…

- RS-135 сопровождали?

- Да.

- Вы его прослушали?

- Да.

- Какой бортовой? (Бортовой номер воздушного судна).

- 82

Звоню дальше. Так как я английский знаю только в виде пары фраз, то позвонил знакомому диспетчеру гражданской авиации в аэропорту Анадыря. А он прекрасно знает английский, потому что после недавнего случая с Корейским Боингом, который сбили над Охотским морем, всех диспетчеров обязали выучить английский, для общения с КВС (командиром воздушного судна), в случае непредвиденных обстоятельств (форс-мажор).

- Привет! Подскажи, как будет на английском языке бортовой номер 82?

- Ты понимаешь, не общаются они так, как мы, у них каждое число бортового номера говорят по отдельности, надо говорить не восемьдесят два, а восемь два. И на английском языке будет «ЭЙ ТУ».

- Понял! Спасибо!

По карте посмотрел направление полёта этого супостата-разведчика, и прикинул, что если включить у нас (в Анадыре) релейную станцию связи примерно в направлении посёлка Беринговского, то луч достанет до самолёта разведчика.

Включаю релейку (мы так коротко называли релейную станцию связи), беру микрофон, и открытым текстом прямо в эфир:

- ЭЙ ТУ, ЭЙ ТУ, Велком ту Анадырь, ЭЙ ТУ, ЭЙ ТУ, Велком ту Анадырь.

Частоты, на которых я выходил в эфир, меня мало интересовали, так как самолет RS-135 является самолетом радиоэлектронной разведки. Они слушают все частоты. На это и был расчет. Раз двадцать повторил, а результата ноль. Этот супостат, как летел в свой Анкоридж, так и летит. Почти пол маршрута пролетел. Выключил релейку, и говорю оперативному дежурному:

- Ну, извини, не получилось. Пойду в комнату отдыха чайку попью…


Истребитель дежурной пары на аэродроме Анадырь.

Только вскипятил воду, налил чаёк, расположился в кресле чайку с лимончиком попить, расслабился, как раздался рёв сигнала, и крик оперативного дежурного:

- Готовность номер один! Истребители в воздух!

Команда «истребители в воздух» означает подъем дежурной пары истребителей, находящихся на аэродроме в Анадыре, на перехват цели…

Я такой очумевший, что случилось? Ведь только несколько минут назад, все было абсолютно тихо и спокойно!

Прибегаю в оперативный зал, а там, на карте отображается тот же супостат, который спокойно летел себе на Анкоридж, но сук… пардон, но он развернулся на 90 градусов, и прёт прямо на Анадырь.

Я обомлевший, смотрю на ту картину, что разворачивается на нашей огромной карте командного пункта ПВО, и чувствую что это всё…пи, пи, пи…

А картина вырисовывается маслом:

RS-135, американский самолёт радиоэлектронной разведки, который теперь летит в сторону Анадыря, потому что, я, как помощник оперативного дежурного командного пункта ПВО СССР, сам, только что, его пригласил. И, кроме того, навстречу ему, вылетели два истребителя на его перехват. А чЁ перехватывать? Он и сам к нам летит! У меня подкосились ноги… Я опустился на стул, и с выпученными глазами и открытым забралом смотрю на карту.

Оперативный дежурный возле меня бегает, и благим матом орёт:

- Бл… пи… если он у нас сядет, тебя и меня посадят! Бл… мудак… пи… ты че натворил! Если он у нас сядет, тебя и меня посадят, если он у нас сядет, тебя и меня посадят!

И так он повторял много раз… По ходу дела, отдавая оперативные команды подчиненным управленцам, штурману, и т.д. В свою сторону я слышал от него только одно, бл… тебя и меня посадят!

Сам же я ни слова сказать не могу, весь бледный как моль, язык онемел, ноги ватные, ну думаю все, капец мне пришёл. В лучшем случае разжалуют до младшего лейтенанта, потому что ниже некуда, в худшем случае посадят… Вот с такими мыслями сижу и смотрю на разворачивающую картину в воздухе.

По высоте вижу, супостат идёт со снижением. Докладываю оперативному дежурному о снижении высоты, на что оперативный орет, бля нам этого еще не хватало… Какое снижение, что он творит!!! И кроме того он су…, пардон, извините, направляется в Анадырский залив к точке глиссады. Это точка, на которую наша истребительная авиация всегда заходит, что бы сесть в Анадыре. Сам аэродром находиться на берегу Анадырского залива, и нейтральные воды, вот они, совсем рядом. Супостат пока еще летит в нейтральных водах.

Истребители висят по бокам, готовясь при нарушении Государственной границы принудить его к посадке. А этому супостату хоть бы что, он и так идёт на посадку в Анадырь. Его же официально пригласили в СССР… слов нет… одни пробелы и пи, пи, пи.

Добивает не только меня, но и оперативного дежурного, доклад по громкой связи от погранцов:

- «Визуально RS-135 с выпущенными шасси на посадку в Анадырь».

Блин все! Приплыли! Даже погранцы в свои бинокли (а у них специальные мощные стационарные бинокли) видят этого супостата с выпущенными шасси!!!

Нам хана! Супостат, самолет радиоэлектронной разведки RS-135 и в закрытую зону, где стоит «Сатана»! Мы своих то, туда не пускаем!

И тут происходит невероятное, RS-135 делает резкий разворот, убирает шасси (пилот нашего истребителя доложил, что наблюдает уборку шасси) и с набором высоты берет курс на Анкоридж. Истребители висящие у него по бокам, еще немного сопровождали, пока не получили команду от дежурного штурмана вернуться на базу.

Как потом показал «объективный контроль» до Государственной границы он не дотянул несколько километров. Что такое для огромного самолёта несколько километров – пара секунд… Но, на объективном контроле все точно, без нарушения Государственной границы самолёт разведчик RS-135 американских ВВС развернулся и улетел к себе на базу в Анкоридж.

Что потом было! Это ни описать, ни рассказать. Куча комиссий, в том числе со штаба армии ПВО, кого только не было! И отпираться нельзя. Все, буквально все, каждое телодвижение записано на плёнку. Получите, распишитесь!

Меня отстранили от дежурства, и я ждал решения комиссии по моей дальнейшей судьбе. Сколько раз я тогда переписывал объяснительные, не счесть, и не я один, все писали, включая командира части. Ну а перспективы были не радужные. Либо звезда с плеч, либо небо в решёточку.

Почему все так серьёзно. Не потому что супостат развернулся, и полетел в Анадырь, где стояла «Сатана» (баллистические ракеты с разделяющимися ядерными головками стояли тогда в Гуддыме, примерно в том же районе что и командный пункт ПВО). И не потому что, в результате, не я над ним, а он надо мной пошутил, прилетев почти в Анадырь. А все потому, что я балбес, своим открытым текстом назвав их бортовой номер, выдал Государственный секрет, что мы их прослушиваем. Они ведь переговариваются с базой (Анкоридж) по секретным зашифрованным каналам связи. А я, назвав его бортовой номер, выдал то, что мы их успешно прослушиваем. Вот из-за чего весь сыр-бор.

Тогда я больше месяца был отстранён от дежурства. Пока не позвонили из штаба армии, и примерно сказали вот что:

- Радуйся. Тебя не накажут. А твою выходку занесли в книгу войск ПВО, как неординарный случай.

Вот так появилась у меня на голове первая седина…

Как я узнал чуть позже, мы знали, что они (США) нас слушают, а мы делали вид, что даже не догадываемся про это. В то же время мы прослушивали их закрытые и шифрованные каналы связи, а они делали вид, что типа ничего не знают про это. Именно поэтому меня не наказали…

Кстати они все наши ЗАС каналы тоже прослушивали, и мы опять же знали об этом, и на этом основании, очень часто, разводили их (ВВС США) как лохов, но это уже совсем другая история…

А теперь о грустном...

Чуть ниже карта, с видом на то что сделал наш "святой" ЕБН в лихие девяностые. Нет теперь на Чукотке ни "Сатаны", ни вообще никаких сил ПВО. Новые формировать - очень дорого, а старые развалить по непосредственной указке из-за океана, так ЕБН даже перестарался, выслужиться хотел.

Категория: История | Добавил: Ленпех (29.04.2018)
Просмотров: 1497
| Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 399
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 34
Гостей: 33
Пользователей: 1
rusakov08