Систему образования российских офицеров загоняют в заокеанскую модель


образование, вуз, военные / Торжественный момент вручения дипломов ВАГШ в 2004 году. В строю выпускников – один из сыновей Муаммара Каддафи. Фото из архива редакции
Торжественный момент вручения дипломов ВАГШ в 2004 году. В строю выпускников – один из сыновей Муаммара Каддафи.
Фото из архива редакции

Как стало известно в конце марта, Министерство обороны РФ намерено направить в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Предлагается увеличить срок службы генералов и старших офицеров на пять лет и, соответственно, минимальный срок выслуги для выхода на пенсию - до 25 лет.

Председатель Общероссийского профессионального союза военнослужащих Олег Шведков, комментируя это начинание МО, отметил, что «данные поправки актуальны» для офицеров различных категорий.

По мнению военных экспертов, после многочисленных кадровых сокращений, прежде всего в системе военного образования, профессорско-преподавательский состав сильно поредел. В военных вузах осталось немного специалистов, которые могут со знанием дела обучать курсантов и слушателей. Процесс подготовки высокопрофессиональных командиров занимает многие годы. Видимо, поэтому Минобороны пытается сохранить тех, кто еще как-то выжил в ходе реформ, в том числе и педагогов.

НОВОВВЕДЕНИЯ АРБАТА

В конце февраля, выступая перед журналистами на брифинге в МО, директор департамента образования Минобороны Екатерина Приезжева заявила, что «на сегодняшний день потребность в подготовке офицеров сокращена в семь раз, а количество вузов и филиалов – в 3,5 раза».

Она сказала, что «примерный кадровый заказ теперь будет составлять около 8 тыс. человек».

По словам директора, особенностью коренной переделки системы военного образования является не только сокращение числа военных вузов и создание военных учебно-научных центров видов ВС, но и значительное обновление учебной программы. «Для подготовки командных кадров всех видов и родов войск сейчас используется всего один госстандарт», – отметила Приезжева. Она также добавила, что при необходимости МО привлекает специалистов из гражданских вузов. «В 2011 году в вузы Минобороны привлекалось более 1400 гражданских специалистов, в том числе более 500 преподавателей гражданских вузов», – сообщила директор департамента.

Приезжева рассказала, что в настоящее время в военных вузах работает 2197 докторов наук и почти 11 тыс. кандидатов наук, что «составляет свыше 70% всего научного потенциала Министерства обороны». «Средняя укомплектованность преподавательским составом, имеющим ученые степени, составляет 63%», – уточнила Приезжева.

Директор департамента объявила, что офицеры российской армии будут получать одно высшее образование, а не несколько, как это было раньше. «До недавнего времени офицеры могли получить в армии и на флоте три высших образования – сначала они оканчивали высшее военное училище, затем видовую военную академию, а потом – Академию Генштаба. Теперь офицеры будут получать только одно высшее военное образование в течение пяти лет», – заявила она.

Главный начальник армейских педагогов подчеркнула, что общее количество вузов Минобороны сокращено до 17. Сюда входят три военных учебно-научных центра видов ВС РФ, 11 военных академий и три военных университета. В состав этой структуры также включены 25 филиалов вузов и три научно-исследовательские организации.

В реорганизованной системе военного образования обучение офицерского состава будет вестись в военных академиях видов и родов войск, а также в Военной академии Генерального штаба ВС РФ. «В системе дополнительного профессионального образования в военных академиях и Академии Генштаба офицеры будут проходить подготовку по 10-месячной программе без исключения из списков воинских частей», – сообщила Приезжева.

До сих пор в Военную академию Генерального штаба (ВАГШ) ВС РФ направлялись офицеры с должностей заместителей командиров дивизий и соединений, а также специалисты главных и центральных управлений МО возрастом до 42 лет. Обучение российских слушателей осуществляется на основном факультете. Военнослужащие видов ВС, родов войск, служб и центрального аппарата получают образование по специальности «военное и государственное управление». Обучение в ней продолжалось два года.

Обучаются в ВАГШ и офицеры иностранных государств, даже родственники их лидеров. Их готовят на специальном факультете по специальностям: «Военное и государственное управление» и «Военная безопасность государства». Срок обучения – два года и один год. С 1946 года и по настоящее время в академии обучилось около 3000 военнослужащих более чем 30 стран. В 90-х годах количество слушателей из других стран существенно сократилось. Но с 2002 года их число ежегодно стало возрастать. Так, в 2007 году обучалось более 80 слушателей из 17 государств, в том числе, Республики Корея, Швеции, Сербии, Финляндии. Ежегодно в порядке обмена в ВАГШ учатся офицеры из стран НАТО.

Коснулась Приезжаева и вопроса подготовки офицеров в гражданских вузах. Она сказала, что обучение будущих офицеров в гражданских вузах будет вестись на постоянной основе. «Мы планировали готовить до 40% будущих офицеров в гражданских вузах, однако сейчас выяснилось, что эта цифра будет несколько меньше. В гражданских вузах мы будем вести подготовку офицеров в основном по гуманитарным профессиям», – сказала директор департамента.

Она заявила и о том, что сегодня в военно-учебных заведениях ведется подготовка сержантского состава. «В настоящее время рабочая группа Минобороны разрабатывает концепцию подготовки сержантского состава на профессиональной основе. Мы предполагаем, что в военных вузах будет вестись подготовка контрактников по высокотехническим специальностям». – объявила чиновница военного ведомства и добавила, что в этом году состоится первый выпуск сержантов в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, которые обучались в течение двух лет и десяти месяцев. По ее словам, к 2017 году в Минобороны будут подготовлены 425 тыс. сержантов-контрактников, а также контрактников по основным воинским специальностям.

Победоносная тональность в речах арбатской руководительницы вполне понятна. Она движется вперед под надзором лидера военной реформы Анатолия Сердюкова и не может не разделять его уверенности в содеянном. Однако ряд военных экспертов не согласен с радикальными преобразованиями в системе военного образования офицерства, которое считается одной из самых высоких интеллектуальных элит общества. Они утверждают, что реформаторы фактически развалили базу подготовки военных кадров и не создали ничего нового. По мнению экспертов, объявленная система подготовки офицеров значительно ухудшит образовательный уровень старшего и высшего командного состава, поскольку разработка теоретических и методологических основ концепции реформирования военного образования проводилась на крайне низком уровне.

Попытка внедрить западную, прежде всего американскую, модель военного образования и заменить действовавшую до сих пор систему пятью годами училища и 10-месячными курсами переподготовки, приведет только к падению профессионализма офицерства. Специалисты утверждают, что за десять месяцев практически невозможно освоить программу, которую раньше изучали в течение двух лет, и в предельно короткие сроки обучить командовать армиями, округами и фронтами. Эксперты полагают, что при новом подходе вместо квалифицированных военных специалистов, которые в прежние времена получали по-настоящему широкий запас знаний и умений, теперь будут готовиться профессионалы крайне узкой направленности.

Эксперты также отмечают, что в настоящее время существенно снизился уровень преподавательского состава военно-учебных заведений. До сих пор в академиях видов ВС преподавали командиры полков и заместители командиров дивизий. А сегодня в связи с понижением штатно-должностных категорий преподавателей в лучшем случае набирают из комбатов. Выражают специалисты и свои сомнения в том, что американская система военного образования превосходит российскую и может быть для нее примером. Военные вузы США готовят специалистов крайне узкого профиля. Наши учебные заведения давали курсантам и слушателям более широкое образование и навыки.

ЗАОКЕАНСКИЙ ВОЕННЫЙ ТРЕНИНГ

В МО США за комплектование ВС высокопрофессиональными специалистами, прежде всего офицерскими кадрами, отвечает первый заместитель министра обороны, помощник по личному составу и боевой готовности. В Объединенном комитете начальников штабов (ОКНШ) за подготовку кадров отвечает его председатель. А в министерствах видов ВС решением этой проблемы непосредственно занимаются: командование учебное и научных исследований по строительству сухопутных войск, командование обучения и подготовки кадров ВВС, учебное командование ВМС. Командования определяют потребности в личном составе, разрабатывают ежегодные планы по набору курсантов и слушателей, через соответствующие подчиненные структуры организуют их отбор, проверку и зачисление. Цели и задачи вузов определяют начальники штабов видов ВС, они также утверждают бюджеты подчиненных им вузов.

В Пентагоне действует многозвенная сеть вузов, которая обеспечивает все потребности МО в подготовке офицерских кадров по различным специальностям для видов ВС, родов войск и служб. В нее входят три видовые академии (СВ, ВВС, ВМС), которые по статусу и уровню подготовки курсантов соответствуют военным училищам РФ; военные и командно-штабные колледжи, курсы переподготовки и усовершенствования; специализированные военно-учебные заведения; институт заочного обучения военнослужащих; курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва при университетах; а также офицерские кандидатские школы (СВ, КМП) и школа подготовки офицеров ВВС. Всего в МО США, не считая курсов, школ и военных кафедр университетов, действуют более 50 учебных заведений.

Военные академии видов ВС (сухопутные войска – Вест-Пойнт, шт. Нью-Йорк; ВВС – Колорадо-Спрингс, шт. Колорадо; ВМС и КМП – Аннаполис, шт. Мэриленд) являются главными учебными заведениями МО США. В них курсанты получают высшее военное образование и становятся кадровыми офицерами. Программа обучения в академии рассчитана на четыре года (6075 академических часов). В каждой из них обучается около 4,5 тыс. курсантов. Ежегодный прием составляет 1,5 тыс. чел., а выпускается до 1 тыс. младших офицеров. Выпускники получают высшее общее и среднее военное образование. После окончания им выдается диплом бакалавра и присваивается звание лейтенанта. Перед назначением на должность в соответствующий вид ВС они в течение 4 – 8 недель проходят курс специализации.

В соответствии с установленной практикой выпускники военных академий занимают более привилегированное положение по отношению к другим офицерам и быстрее продвигаются по службе. В процессе военной подготовки они изучают военное законодательство, общую военную историю США, систему обеспечения национальной безопасности и место в ней видов ВС, историю видов ВС, их организацию и вооружения, традиции, обычаи, кодекс поведения военнослужащих, тактику и стратегию и многое другое

После первого и второго курсов курсанты выезжают на летнюю практику в войска или научно-исследовательские центры. А после третьего курса проходят практику за пределами США. Чаще всего они стажируются в западноевропейских странах НАТО.

В систему военного обучения МО входит Университет национальной обороны (УНО). Его работу курирует председатель ОКНШ. В состав УНО входят четыре военных колледжа и Национальный институт стратегических исследований. В этом университете проходят подготовку военнослужащие, подполковники и полковники всех видов и родов войск ВС США в возрасте от 38 до 48 лет. Кроме того в нем обучаются представители Государственного департамента, Министерства финансов, ЦРУ, Агентства национальной безопасности и других министерств и ведомств, а также сотрудники крупных частных компаний, выполняющих работы по контрактам с МО.

Главной задачей университета является подготовка специалистов, которые будут занимать высокие должности в Пентагоне. Программа обучения рассчитана на один год. Слушатели получают подготовку по вопросам политики и стратегии, мобилизации и управления национальными ресурсами в мирное и военное время. Значительное внимание уделяется проблемам анализа и оценки военно-политической обстановки как в региональном, так и в глобальном масштабах, приобретению навыков по рациональному решению международных проблем, а также ликвидации военных и политических кризисов.

В ВС США практикуется периодическая ротация офицеров. Как правило, через 2–3 года офицеры в соответствии с воинским званием и служебным положением перемещаются с командных на административные или преподавательские должности. Кроме того, служба в войсках чередуется с работой в штабах или в центральном аппарате.

АМЕРИКАНСКИЕ СЕРЖАНТЫ

Большое внимание в ВС США уделяется США формированию сержантского корпуса как важнейшей составной части военного строительства. В сержантской среде американских войск существует строгая иерархия. Из 547 тыс. военнослужащих этой категории 241,5 тыс. – это сержанты, 168 тыс. – штаб-сержанты, 100 тыс. – сержанты 1-го класса, 26,9 тыс. – мастер-сержанты и 10,6 тыс. – главные сержанты. Следует отметить, что такие звания имеют сержанты сухопутных войск. В других видах ВС и родов войск их категории имеют иные названия. Но все они выполняют примерно одинаковые функции.

Обучение таких специалистов осуществляется в 27 сержантских школах. Главных сержантов готовят в форте Блисс, шт. Техас. Там ежегодно обучаются 470 слушателей, из них 50 слушателей – представители Национальной гвардии США. Главные сержанты проходят подготовку в течение восьми месяцев. В других школах, где обучаются будущие сержанты более низких категорий, период подготовки занимает от девяти недель до пяти месяцев.

Дальнейшее повышение квалификации младшего командного состава происходит в 16 сержантских школах. Обучение в них осуществляется на четырех уровнях. В целом программы подготовки сержантов включают первоначальный, основной и повышенный курсы подготовки. Они предусматривают получение знаний по проблемам человеческих отношений и общего управления людьми. Слушатели также изучают боевые доктрины видов ВС и родов войск, формы и методы сбережения ресурсов, принципы обеспечения национальной безопасности, тактику и некоторые аспекты стратегии, а также основы руководства воинским коллективом.
Подробнее: http://nvo.ng.ru/high/2012-04-06/1_ranzhir.html