Молдавия пустила канадских военных инспекторов в зону ответственности российских миротворческих сил


нато, приднестровье / В Приднестровье не хотят, чтобы Россия вывела своих миротворцев.
Фото с официального сайта партии «Обновление»
В Приднестровье не хотят, чтобы Россия вывела своих миротворцев.
Фото с официального сайта партии «Обновление»

Военные одной из стран – членов НАТО допущены Кишиневом в зону безопасности на Днестре. Это сделано в одностороннем порядке, без согласования с российской и приднестровской сторонами, участвующими в миротворческой миссии в регионе, заметила «НГ» министр иностранных дел Приднестровья Нина Штански. Она выразила озабоченность тем, что канадские инспекторы пытаются проникнуть на военные объекты на территории непризнанной республики, не связанные с проводимой в регионе миротворческой операцией.

Военные объекты, расположенные на территории Приднестровья, в частности, склады российских вооружений в селе Колбасна, а также приднестровские заводы, на которых производится оружие или закладные детали к нему, давно привлекали западных инспекторов. Лет 10–15 назад на необходимости такой проверки настаивали представители ОБСЕ. Россия тогда вроде бы не возражала, но против решительно выступали приднестровские руководители, которые чужих к арсеналам в Колбасне не допускали, мотивируя это тем, что склады находятся на приднестровской территории, а на нее не всякому въезжать и входить можно. Тирасполь таким образом прикрывал Москву, которой не хотелось никаких инспекций на складах бывшей 14-й армии, но и запретить их она не могла – Россия, так же как и Республика Молдова, подписала Венский документ от 1999 года о «Переговорах по мерам укрепления доверия и безопасности», в котором говорится об обмене странами-подписантами информацией о вооруженных силах. Сегодня молдавская сторона именно на этот документ и ссылается, оправдывая приглашение канадских военспецов в зону безопасности, контролируемую трехсторонними миротворческими силами (Россия, Молдавия, Приднестровье). А российская по поводу вояжа натовских военных во вверенную ей зону помалкивает. Причем молдаване утверждают, что проинформировали все заинтересованные стороны о предстоящей инспекции.

Но, как заметил «НГ» директор украинского Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик, отслеживающий ситуацию в Приднестровье, «проинформировать – не значит согласовать». А, как подчеркивает министр иностранных дел Приднестровья Нина Штански, молдавская сторона не согласовала этот вопрос с приднестровской. Хотя, по мирному соглашению от 1992 года, подписанному президентами РФ, Молдавии и Приднестровья, обязана была это сделать. По соглашению, район бывших боевых действий на Днестре, называемый теперь зоной безопасности, контролируют миротворческие силы, а решения относительно этой территории принимает Объединенная контрольная комиссия (ОКК), в которой представлены стороны конфликта – Молдавия и Приднестровье, а также гарант безопасности в регионе – Россия. Соглашение никто не отменял. И потому, считают в Тирасполе, надо ему следовать, в том числе и Кишиневу.

По инициативе приднестровской стороны на минувшей неделе проведено экстренное заседание ОКК, на котором был обнародован комментарий ситуации МИД Приднестровья. В нем отмечается, что ОКК была поставлена в известность о том, что на территории, включающей зону безопасности и большую часть Приднестровской Молдавской республики (ПМР), приступила к проверке воинских частей и военных объектов инспекционная группа из Канады, сопровождаемая военнослужащими Национальной армии Республики Молдова. «Данное решение молдавской стороны не было согласовано с ОКК, и о нем не было своевременно оповещено Объединенное военное командование», – отмечает МИД региона. При этом подчеркивается, что особую озабоченность вызывают попытки инспекторов проникнуть на военные объекты на территории ПМР, в том числе находящиеся вне зоны безопасности и никак не связанные с проводимой в регионе миротворческой операцией.

Ранее директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Михаил Ульянов предупредил, что новые попытки вытеснить военное присутствие РФ из Закавказья и Приднестровья могут «обнулить» вероятность разработки нового режима контроля за обычными вооружениями в Европе. «Убежден, что основные беды Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), приведшие его фактически к краху, связаны с настойчивым стремлением ряда стран увязать общеевропейский режим контроля над обычными вооружениями с урегулированием локальных конфликтных ситуаций в Закавказье и Приднестровье в надежде вытеснить оттуда легитимное российское военное присутствие», – цитирует российского дипломата информационное агентство «Росбалт». «Эти попытки были заведомо обречены на провал, что и подтвердило развитие событий. Но их могут вновь реанимировать. В этом случае вероятность разработки нового режима будет стремиться к нулю. Хотелось бы надеяться, что наши партнеры извлекли уроки из прошлого и не станут «наступать на старые грабли», – констатировал директор департамента.

В то же время МИД Приднестровья выразил надежду на то, что в контексте предстоящих консультаций в формате Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию в Дублине молдавская сторона будет исходить из понимания недопущения в дальнейшем конфликтных ситуаций и действовать в духе взаимного уважения.

В том, что накануне дублинской встречи сторон конфликта, а также посредников – Россия, Украина, ОБСЕ и наблюдателей – ЕС и США – на переговорах по урегулированию приднестровского конфликта никто не захочет обострять ситуацию, убежден и Виталий Кулик. По его мнению, «с этой встречей все заинтересованные стороны связывают немалые надежды на реальные подвижки в сближении Молдовы и Приднестровья». Эксперт считает, что после смены власти в Приднестровье у Кишинева появился реальный шанс сдвинуть переговоры с Тирасполем с мертвой точки, поставленной в 2006 году, и сделать что-то для населения обоих берегов Днестра. Так, речь в Дублине может идти о восстановлении железнодорожного сообщения между Молдавией и ее восточным регионом, де-юре живущим самостоятельно с 1992 года. А также о свободном передвижении товаров, взаимном признании документов и т.п. В том, чтобы все это получилось, заинтересованы и Россия, и Украина, и Евросоюз. На это же, как сказала «НГ» Нина Штански, рассчитывает и Тирасполь.

Вчера в Тирасполе прошел митинг в поддержку Владимира Путина – 150 тыс. приднестровцев являются гражданами России и будут участвовать в предстоящих выборах президента РФ. На этом мероприятии также прозвучали требования сохранить в регионе российских миротворцев – в ответ на призывы Кишинева заменить их международными полицейскими.

Между тем ситуацию в Приднестровье отслеживают и оценивают не только сами заинтересованные стороны. Американская разведывательно-аналитическая организация Stratfor на днях опубликовала доклад, который называется «Следующая стадия российского возрождения: Украина, Беларусь и Молдова». В нем отмечается: «Цели России на 2012 год включают улучшение ее позиций в собственно Молдове через усиление Партии коммунистов и формирование независимых отношений с лидерами и членами АЕИ (правящий альянс «За европейскую интеграцию» – «НГ»). Если Россия не может помочь коммунистам вернуть власть, она по крайней мере хочет обеспечить, чтобы Молдова оставалась разделенной». Эти цели могут быть достигнуты «путем усложнения политического процесса и обструкции переговоров между Молдовой и Приднестровьем при сохранении военного присутствия и закладке основы для возможного включения Молдовы в Евразийский союз», считает Stratfor.

Ответственный редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин так прокомментировал ситуацию: «В соответствии с Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, подписанном 21 июля 1992 года в Москве президентами Ельциным и Снегуром, основной задачей совместных миротворческих сил стало восстановление мира и поддержание правопорядка в зоне вооруженного конфликта, а также создание предпосылок для разрешения конфликтных ситуаций мирным путем. Полномочия совместных миротворческих сил в зоне безопасности были определены протоколом № 3 заседания Объединенной контрольной комиссии 29 июля того же года. В том же протоколе были утверждены и координаты зоны безопасности. Контроль за соблюдением режима безопасности в зоне урегулирования возложен на группы военных наблюдателей от каждой из сторон. При этом совместные миротворческие силы по решению от 17 ноября 1998 года должны насчитывать: от России – управление, отдельный мотострелковый батальон Оперативной группы российских войск и военные наблюдатели – всего 400 человек, от Молдовы – управление воинским контингентом, два отдельных пехотных батальона и одна отдельная пехотная рота, от Приднестровья – управление воинским контингентом и три мотострелковых батальона, от Украины – группа военных наблюдателей.

В целях обеспечения контроля за осуществлением мероприятий, а также обеспечения режима безопасности в указанной зоне учреждена Объединенная контрольная комиссия, состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании конфликта. Ее место пребывания – город Бендеры. Все проблемы, которые возникают на охраняемой территории, должны решаться с ее участием. На основе консенсуса. И если это не происходит, то в дело вправе вмешаться МИДы трех сторон, а также ОБСЕ, под эгидой которой должны действовать миротворческие силы».